Чему учат в астма-школе?

Врачу, во время осуществления приема больного с бронхиальной астмой довольно трудно подать всю необходимую информацию о заболевании и особенностях его лечения. Ограниченные временными рамками специалисты лишь в общих чертах описывают необходимые для больного мероприятия и ограничения. Именно поэтому астма-школа является достаточно важной формой коллективного образования для пациентов с бронхиальной астмой. Именно здесь астматики имеют возможность научиться эффективно справляться с приступами патологии, а также предотвращать их появление.

Что такое астма-школа?

Школа для больных бронхиальной астмой, а в случае ведения маленьких пациентов и их родителей, представляет собой специализированные образовательные курсы. Программа этих курсов преподается в виде лекций и семинаров, в ходе которых их участникам разъясняется механизм появления и правильного контроля болезни. При этом слушатели курсов обязательно принимают активное участие в образовательном процессе, делясь своим личным опытом, решая ситуационные задачи в ходе ролевых игр.

В большинстве случаев такие астма-школы организовываются в специализированных пульмонологических центрах или иных медицинских учреждениях. В ходе каждого занятия слушатели курса могут задавать интересующие их вопросы и расширять имеющиеся знания. Обычно обучение в астма-школе длится 5-10 занятий по 1-1,5 часа каждый.

Кто может посещать занятия?

Проходить обучение в школе астмы могут больные любой возрастной группы, у которых наблюдается бронхиальная астма, ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь легких). Также занятия в астма-школе могут посещать родственники астматика, независимо от возраста больного.

Астма-школа
Занятия в астма-школе могут посещать любые возрастные группы

Обычно занятия проводятся по группам, в каждой из которых находится по 7-12 человек. Большее количество людей в одну группу не набирают для обеспечения возможности качественного донесения материала и возможности пообщаться со слушателями курса. Чаще всего группы распределяются по возрастному критерию, поскольку такая градация обеспечивает более высокую эффективность занятий.

Для детей астматиков также в астма-школе проводятся отдельные занятия, на которых они присутствуют с родителями и вместе обучаются методам самоконтроля патологии.

Основные цели и задачи астма-школы

Каждое из занятий, проводимых для больных бронхиальной астмой в специальной астма-школе, нацелено на расширение знаний пациента о патологии, и методах борьбы с ней. При этом основными целями обучения являются:

  1. Ознакомление астматиков с принципами и методами проведения самооценки и самоконтроля состояния в домашних условиях. Обучение принципам правильного ведения дневника пациента с бронхиальной астмой.
  2. Обучение правильному и своевременному оказанию доврачебной помощи и самопомощи при возникновении симптомов патологии.
  3. Подробное изучение механизма возникновения болезни, а также факторов, провоцирующих симптомы и усугубляющих течение астмы. Определение возможных рисков развития осложнений патологии.
  4. Прививание пациентам с бронхиальной астмой принципов здорового питания, а также особенностей приема пищи при наличии данного заболевания. Важным моментом является разъяснение астматикам причин запрета отдельных продуктов питания и механизмов их негативного воздействия на организм больного.
  5. Убедить в необходимости бросить курение. При этом пациенты должны учитывать, что колоссальный вред их организму наносит не только активный процесс курения, но и статус пассивного курильщика. Причина этого состоит не только во вдыхании табачного дыма, но и в том, что опасные частицы смол и металлов, высвобождающиеся при сгорании табака, легко оседают на одежде и теле не только самого курильщика, но и окружающих его людей.
  6. Обучение принципам правильного использования пикфлоуметра и самостоятельной оценки и контроля получаемых в ходе исследования результатов.
Главной целью всех занятий в школе астмы является формирование у пациентов стойкого убеждения в необходимости использования любых путей и возможностей к выздоровлению.

Для правильного и точного соблюдения всех рекомендаций врача больной должен знать, что результат терапии во многом зависит именно от его стараний и уверенности в положительном итоге лечения.

Задачами школы астмы являются:

  • Предупреждение прогрессирования заболевания;
  • Профилактика обострений и развития осложнений на фоне астмы или ХОБЛ;
  • Обучение методам здорового образа жизни и самоконтроля состояния, для обеспечения полноценной жизнедеятельности пациента и укрепления его общего здоровья. Это позволит не только предупредить развитие сопутствующих патологий, но и существенно снизит риски возникновения инвалидности и смертности среди больных бронхиальной астмой;
  • Информирование слушателей курсов школы астмы о необходимости регулярного контроля состояния здоровья;
  • Качественное повышение медицинских знаний о пульмонологии;
  • Определение потенциала полного избавления от проявлений бронхиальной астмы, а также его использование для улучшения качества и продолжительности жизни больного.

В результате уроков в школе астмы больной должен ознакомиться со строением дыхательной системы и принципами ее работы в здоровом состоянии и при астме. Астматику необходимо усвоить принципы обеспечения гипоаллергенного режима в условиях дома и мест наиболее частого пребывания. Также пациент должен научиться принципам самодиагностики, методам контроля болезни и безопасной корректировке лекарственной терапии.

Методика организации занятий

В школе бронхиальной астмы занятия носят тематический характер. Каждый последующий урок рассматривает новую тему, постепенно углубляясь от общих сведений о болезни, к методам ее эффективного и безопасного лечения и контроля.

Для обеспечения хорошего усвоения рассматриваемого теоретического материала, каждое занятие условно подразделяется на несколько последовательных частей:

  1. Изложение теоретических основ. Все медицинские данные и факты при этом преподносятся на простом и доступном языке с использованием наглядных рисунков-схем.
  2. Опросная и семинарная часть, в которой слушатели курса отвечают на поставленные врачом вопросы и делятся собственным опытом.
  3. Практическая часть. Предполагает развязывание ситуационных примеров и задач, а также использование необходимых приспособлений, о которых шла речь в теоретической части.
Астма-школа
Практическая часть в астма-школе

По окончании очередного урока слушатели курса могут задать интересующие их вопросы.

Программы и темы обучения

Поскольку школа бронхиальной астмы не является обязательным медицинским или образовательным учреждением, то четкой и урегулированной на государственном уровне учебной программы в нем нет. В большинстве случаев, разработкой образовательного плана, схем и тематики занятий в школе бронхиальной астмы, занимается отдельный ответственный врач или группа специалистов.

Основными тематиками, которые охватывает курс обучения в астма-школе являются:

  • Характеристика заболевания и способов его проявления;
  • Рассмотрение методов и средств для контроля состояния больного;
  • Изучение способов управления астмой с помощью лекарственных препаратов различных форм выпуска. Также здесь могут рассматриваться и принципы использования вспомогательных приспособлений, таких как ингаляторы и спейсеры;
  • Методы проведения эффективной и безопасной лечебной физкультуры;
  • Способы лечения и профилактики простудных заболеваний, как одних из провокаторов обострения астмы;
  • Правила питания и закаливания астматиков.

В большинстве случаев темы занятий в астма-школе излагаются в такой последовательности:

  1. Определение бронхиальной астмы и симптомов ее проявления. Изучение строения бронхов. Рассмотрение причин развития астмы и последствий аллергического воспаления тканей в бронхах.
  2. Взаимосвязь аллергии и астмы. Причины и механизм появления аллергических реакций. Методы предупреждения аллергии и астмы. Основы и важность проведения аллерготестирования, а также особенности различных диагностических методов.
  3. Способы самоконтроля аллергии и астмы с помощью пикфлоуметра. Подробное рассмотрение устройства пикфлоуметра, принципа его работы, методики использования и оценки полученных результатов. Способ определения индивидуальных норм в показателях прибора. Ведение дневника пикфлоуметрии и прогноз течения астмы на основании полученных данных.
  4. Определение понятия триггеров астмы. Влияние вирусных инфекций и отдельных внешних раздражителей на тяжесть состояния больного. Рассмотрение возможностей проведения физических нагрузок для больного бронхиальной астмой. Изучение особенностей постановки диагноза и принципов подбора лечения. Важность предотвращения эмоционального и физического перенапряжения.
  5. Виды ингаляторов, предназначенных для купирования симптомов астмы, принципы их подбора и правильного применения. Гормональные и противовоспалительные лекарственные средства для лечения астмы. Необходимость и способы безопасного использования стероидов и глюкокортикостероидов при терапии бронхиальной астмы.
  6. Профилактические мероприятия и методы эффективного и безопасного лечения простудных заболеваний, а также вирусных инфекций при астме.
  7. Понятие ночной астмы и методы профилактики возникновения приступов, в ходе которой необходимо максимально очистить помещение для отдыха от потенциальных аллергенов.
  8. Профилактика пищевой аллергии.
  9. Эффективные методы лечебной физкультуры и физиотерапии при терапии бронхиальной астмы.
  10. Признаки затяжного обострения астмы. Симптомы недостаточного контроля патологии. Профилактика приступов удушья и методы экстренной помощи при особо тяжелых случаях проявления болезни.
Астма-школа
Занятия в астма-школе

При составлении таких учебных планов обязательно учитываются наиболее современные знания о патологии и методах ее устранения.

Критерии оценки эффективности занятий

Оценка эффективности занятий в школе бронхиальной астмы может проводиться обычно на заключительном занятии курса. При этом учет полученных знаний может проводиться как в форме тестирования слушателей, так и в виде устного опроса. В любом из случаев оценка эффективности занятий выражается в процентном эквиваленте правильных ответов. Положительным итогом является результат, при котором материал группой усвоен более чем на 80%.

По окончанию школы астмы больной становится не только пациентом, но активным участником терапевтического процесса и полноценным партнером лечащего врача в вопросах собственного выздоровления.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here