Что происходит с нашими легкими и бронхами во время полета на самолете

Здоровые люди этого обычно легко переносят полеты в самолете, а вот страдающие легочными патологиями сталкиваются с определенными проблемами. Более того, есть заболевания, при которых этот вид транспорта противопоказан.

Что происходит с нашими легкими и бронхами во время полета на самолете

Что происходит с организмом во время полета

Влажность в самолете за счет кондиционеров ниже, чем в пустыне, давление, как на высоте в 2,5 км над уровнем моря. Температуру закачиваемого воздуха снижают до 10 градусов, чтобы компенсировать излишки тепла от тел и электроники.

Нормальное атмосферное давление (760 мм рт. ст.), соответствует парциальному давлению кислорода во вдыхаемом воздухе -159 мм рт. ст. Тогда газообмен в альвеолах происходит нормально и кровь насыщается кислородом.

Далее кровоток в необходимых количествах доставляет его тканям. С подъемом на высоту парциальное давление кислорода в альвеолах падает, процент О2 в крови уменьшается и развивается гипоксия (кислородное голодание). Самыми чувствительными к ней оказываются мозг и система дыхания.

Если на уровне моря насыщение крови кислородом достигает 96–98%, то на высотах 3000, 4000, 5000 и 6000 м оно соответственно равно 90, 85, 80 и 75%. Казалось бы, цифры разнятся несильно, но организм ощущает это сразу и катастрофически. Уменьшение кислорода в крови на 6-25% на земле требует врачебного вмешательства.

В самолете насыщение крови кислородом 90% и меньше. Здоровый человек компенсирует это учащением дыхания. У людей с хроническими болезнями легких, ввиду фиброзных изменений, парциальное давление кислорода даже в нормальных условиях может составлять 60 мм рт. ст. Организм к такому уже адаптирован, но на земле, где дополнительный кислород не требуется. Однако в воздухе давление может быстро упасть ниже критической границы 50 мм. рт. ст, тогда возникают проблемы.

Дискомфорт дополняется:

  • сухостью воздуха;
  • неглубоким поверхностным дыханием с недостаточной вентиляцией альвеол;
  • ухудшением работы сердечно-сосудистой системы.

Пациенты с легочными патологиями перед полетом должны выяснить у своего врача, не понадобится ли им дополнительный кислород. Тем более, что в условиях полета у таких больных приступы удушья случаются в 6 раз чаще, чем у здоровых людей.

Учащение ритма дыхания (глубже и чаще) – типичная компенсаторная реакция организма на гипоксию. В единицу времени через легкие тогда проходит больше воздуха, это усиливает легочную вентиляцию. Но на высоте это не помогает. У человека попросту закружится голова и все закончится обмороком.

В легких в норме всегда присутствует некоторое минимальное количество углекислого газа из крови. За счет него стимулируется дыхательный центр, который, в свою очередь, передает импульсы дыхательным мышцам, обеспечивая вдох.

При учащении дыхания и его глубины, углекислый газ вымывается из легких, его концентрация уменьшается. Тогда дыхательный центр перестает получать сигналы и посылать импульсы к мышцам. В итоге теряется сознание и в организме развиваются необратимые изменения.

Все описанное далеко не полный список происходящих нарушений в дыхании. Опасность гипоксии в ее постепенности. Она не подчиняется правилу высоты, т.е. не наступит на какой-то одной отметке, а будет расти медленно. Это не тот случай, когда срабатывает рефлекторная дуга. Наоборот, возникает состояние эйфории и безмятежности, и все тревожные симптомы отсутствуют. Самочувствие прекрасное, человек неоправданно уверен в своих силах.

При каких болезнях нельзя летать

Не рекомендуется летать на самолете при следующих болезнях и состояниях:

  • астма в стадии обострения;
  • пневмония;
  • лёгочная гипертензия;
  • бронхит;
  • пневмосклероз и фиброз легких;
  • эмфизема;
  • ХОБЛ;
  • инфекционные заболевания легких;
  • респираторные инфекции.

Соблюдение повышенной осторожности требуется, если у человека недавно была операция на грудной клетке или он перенес пневмоторакс. Тогда на полет требуется одобрение врача. Также сюда можно отнести водолазов или любителей подводного плавания, погружавшихся с аквалангом менее суток назад.

Самолетная гипоксия опасна потому, что может привести к приступу удушья. Людям из группы риска необходимо при перелёте иметь при себе кислородную подушку или специальный ингалятор.

Опасно ли жить рядом с аэропортами

Что происходит с нашими легкими и бронхами во время полета на самолете

Проживание в окрестностях аэропорта не только некомфортно, но и просто опасно. Это научно доказано исследованиями американских и британских ученых, опубликованных в British Medical Journal.

При проживании в пределах 5 км от аэропорта суточная доза шума втрое выше допустимой. На расстоянии 2 км повышен уровень диоксида азота и серы и углекислого газа. Это грозит гипертонией, ишемической болезнью сердца и нарушениями сна, ухудшением всех хронических патологий, в первую очередь, легочных. Безопасное расстояние — не меньше 10 км.

Исследования статистических данных страховых компаний в США и Англии при сравнении двух групп людей, проживающих возле аэропорта, внесли некоторую ясность. Первая группа жила вблизи взлетной полосы с шумовой нагрузкой в 60 децибел, вторая – 50 децибел. В первой группе частота госпитализаций по разным патологиям была выше на 25%: особенно с ишемией сердца и заболеваниями легких.

В России все проще: к некомфортным по уровню безопасности, уровня шума, сброса керосина и пр. относят только зоны в радиусе 3-5 км от аэропорта. Всё, что располагается дальше 5-7 км уже считается нормальным жильем.

Главная проблема полетов – возникновение сниженного давления, сухости воздуха. Но лидирует среди опасностей гипоксия. Защищать организм во время полетов следует, в первую очередь, от кислородного голодания.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here