Простое упражнение от Полины Гагариной, которое научит технике певческого дыхания

Чтобы обучиться пению, нужно в первую очередь научиться правильно дышать. Как говорил великий последователь итальянских мастеров бельканто Э. Карузо: «Пение – жизнь, а дыхание дает этой жизни свободу». Простые упражнения позволят освоить первые шаги в этой технике.

Простое упражнение от Полины Гагариной, которое научит технике певческого дыхания

Существует несколько типов дыхания. В процессе обучения вокальному искусству встречаются в основном ключичное и нижнереберное (диафрагмальное) дыхание.

Чтобы понять, что такое правильное дыхание, представьте, что у вас внутри находится воздушный шарик или бочонок. Попробуйте его наполнить воздухом, но так, чтобы его объем увеличился, а плечи при этом не поднялись.

Если при вдохе поднимаются плечи, то мы имеем дело с ключичным дыханием. Для правильного пения оно не подходит, потому что в этом случае легкие заполняются воздухом лишь на третью часть своего объема. А для качественного полноценного звучания голоса этого недостаточно. При этом происходит зажим гортани, напрягаются плечи, а звук на выходе получается плоским и некрасивым. Воздушный поток при этом подается рывками и его сложно контролировать.

Для ровного, красивого звука необходим глубокий вдох и долгий равномерный выдох. Для начала попробуйте «отключить» верхнюю часть легких, чтобы не использовать ключичное дыхание. Затем поставьте одну руку на спину в районе поясницы, а вторую – на живот. Это поможет почувствовать, как в момент вдоха будут работать легкие и диафрагма. Начинайте вдыхать, представляя, как раздувается нижняя часть живота, а вы превращаетесь в тот самый бочонок. Ваши руки должны ощутить, как расширяются ребра и напрягаются мышцы спины и низа живота.

Простое упражнение от Полины Гагариной, которое научит технике певческого дыхания

Итальянские вокальные мастера для лучшего понимания работы диафрагмы во время вдоха предлагают проделать следующее: лягте на пол или другую ровную поверхность, на живот положите объемную тяжелую книгу. Во время вдоха живот, надуваясь и наполняясь воздухом, должен поднимать книгу. На выдохе – книга опускается. Сконцентрируйте внимание на плавности движений – «груз» должен двигаться без рывков. В положении лежа вам не нужно контролировать, не поднимаются ли плечи, поэтому проще будет понять, как должна работать диафрагма.

Теперь разберемся с выдохом. После того, как вы набрали воздух в «шарик» внутри себя, задержите его на пару секунд, а затем начинайте медленно выдыхать, представляя, как «шарик» сдувается. На протяжении всего выдоха тяните звук «С» и старайтесь контролировать поток выходящего воздуха. Он должен быть плавным, равномерным и без толчков. Важно, чтобы стенки живота не опускались на первых же секундах выдоха. Можно представить, что на «бочонок» с воздухом, который вы спрятали в своем животе, надели обруч. Этот обруч не должен упасть до тех пор, пока в легких совсем не останется воздуха. Отпустите стенки живота только на самых последних секундах выдоха.

Чтобы проверить, насколько равномерна выдыхаемая струя, поднесите к губам ладонь. Правильный поток будет согревать руку без рывков. Можете попробовать вместо ладони использовать зажженную свечу – колебание огонька отреагирует на малейшие толчки воздуха и подскажет, с какой интенсивностью продолжать упражнение.

Старайтесь постепенно увеличивать время выдоха.

Диафрагма – это основная рабочая мышца певца. От ее правильного использования зависит качество голоса и сила его звучания. Чтобы понять, как работает ваша диафрагма, представьте, что в области солнечного сплетения находится небольшой «зонтик». В момент вдоха он раскрывается, раздвигая ребра и давая больше места для воздуха. Его стенки – это мышцы, которые работают в момент вдоха. Чтобы вернуть диафрагму обратно, достаточно расслабиться. Такое состояние совпадает с выдохом.

После того, как вы прошли первый этап обучения, делая упражнения в удобном темпе, вы наверняка захотите поработать над каким-нибудь музыкальным произведением, применяя новый опыт на практике. Но любая песня подразумевает свой определенный темп, где не остается времени на раздумья, как дышать. Поэтому потренируйтесь набирать воздух в легкие быстрее: представьте, что вы нюхаете цветок. Сделайте резкий, короткий, но большой вдох так, чтобы заполнить всю нижнюю часть живота воздухом. Не забывайте, что плечи ни в коем случае не должны подниматься. Если это произошло, вернитесь к первым упражнениям и доведите работу диафрагмы до автоматизма. Затем вновь потренируйте короткий, но объемный вдох.

Чтобы дыхания хватало на дольше, постарайтесь заставить работать диафрагму не только на вдохе, но и на выдохе. Для этого, издавая звук, напрягите мышцы брюшного пресса, как будто вы поднимаете очень тяжелые чемоданы. Вы заметите, как голос становится крепче, плотнее.

Повторяя эти упражнения ежедневно по несколько раз, вы не только научитесь правильно использовать певческое дыхание, но и запустите оздоровительные процессы всего организма. А постоянная тренировка легких сделает их сильнее, увеличив объем кислорода, поступающего в кровь.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here